НОЧНОЙ РАЗГОВОР
«Очень трудно заставить себя
говорить.
Труднее — заставить себя молчать.
Ещё труднее — заставить себя думать.
Но самое трудное — это заставить себя чувствовать»
(Халиль Джебран)
«Никто не становится хорошим человеком случайно»
(Платон)
С ним мы познакомились
неожиданно. Даже можно сказать, резко. Пришли друзья.
— Привет!
— Привет!
— Вот, друг, привели к
тебе…
А он сходу, без всякой
подготовки:
— Слышал тут много о
тебе…
— И?
— Не верю, не может
того быть!
— Понятно, не поймёшь,
пока вместе не разопьём бутылку…
Друзья:
— Без проблем! Всё с
собой…
Я кивнул на
подоконник:
— У меня тоже.
— Ждал?
— А как же! Как
приходите, — бальзам на душу, «луч света в тёмном царстве», — я
улыбнулся.
— Всё почему? Здесь
наш маяк…
— Да бросьте вы!
—
отмахнулся я.
— Давай не скромничай,
дело говорим…
Не прошло и десяти
минут, как что-то наподобие праздничного стола было накрыто: бутылка
коньяка, фрукты, другая там всякая лёгкая закуска. И я лишний раз
убеждаюсь в том, что ко всему не надо никогда готовиться, ведь когда
всё спонтанно происходит, оно кажется естественным, без притворства,
без фальши.
— За что пьём?
— За то, что все живы
и снова вместе! — поднимаю свою стопку.
— Это само собой —
свято. Ещё не раз за то выпьем! А сегодня что?
— Что?
— День Независимости!
— От кого?
— От самих себя!
— Это как? Не
врубился, — говорю на полном серьёзе. — Переведи.
— Раньше если мы нужны
были одной партии, то теперь — никому!
— Тогда стих к тосту…
— Ты серьёзно, новый
написал?
— Есть грех…
— Ну, ты даёшь стране
угля!
— Брось, —
отмахиваюсь. — Слушайте, это ещё пока набросок:
Мы живём в терпеливой
стране,
Где свобода всем
снится, веками,
Утопаем в кровавой
войне,
Тяжкий стон над
людскими главами.
Птица скорби,
расправив крыло,
Над добычею грузно
нависла,
Путь к свободе опять
замело,
И живём мы без веры и
смысла.
— Точно, без веры и
смысла!
Выпили…
— Не, мужики, вы не
правы… Точно. Не было бы этой самой Независимости — мы бы ещё долго не
имели ни компьютеров, ни телевизоров и машин из-за границы, ни многого
другого ещё…
— Ага…, — сказал я. —
Зато сейчас своего ничего стоящего не производим! Живём за счёт Дяди
Сэма…
— А кто виноват? Сами!
Коли не умеем работать…
Выпилили ещё,
закусили.
— Тут дебаты идут… Ты
в курсе?
Я поморщился:
— Как много и красиво
у нас говорят…
— И всё ж!
— Ладно. Это какой
России быть? Либо с европейским будущем, либо с монархией…
— Ага.
— Сложный вопрос, так
сразу и однозначно не ответишь, — я потянулся за кусочком яблока. —
Одни только вопросы, вопросы. Масса вопросов…
— И всё же?
— Хорошо. Что имеем?
Мы, так сказать, родом из шестидесятых… А сейчас какой год? Точно… Это
значит, что было три государственных строя —
социалистическо-коммунистический, перестройка и нынешний, так
называемый демократический. Если отметку взять с семнадцатого года… —
это девяносто лет уже прошло, то бишь почти целый век. И что в итоге?
— Кукиш отменный!
— Точно. Это только в
правительственных да в чиновничьих отчётах всё хорошо! — согласился я.
— Последние двадцать лет Россию принято считать демократическим
государством… Срок тоже немалый. А каковы кардинальные изменения?
Взять, к примеру, Польшу, которой хватило одиннадцать, пятнадцать лет,
чтобы полностью оправиться от государственного кризиса… Россия же до
сих пор никак не может до конца оправиться от социально-экономического
кризиса. Поэтому народ продолжает нищенствовать и жить в тяжелейших
условиях…
— Ты прав.
— А главное, в Чечне и
сегодня гибнут наши ребята. Некоторые промышленные предприятия
простаивают, многие сельские хозяйства разорились и исчезли бесследно.
Постоянный рост цен на всё и вся, невыплаты детских пособий. Разгул
преступности. Наркомания приняла катастрофические размеры, рост
ВИЧ-инфицированных…
— Знал я одного
такого… Прямо жуть. Знаете, врагу не пожелаешь. Мучился-мучился — и
помер в сыром подвале…
— Во-во, — мотнул я
головой. — Такое впечатление, будто государство не стремится к
экономическому росту, к полной занятости и устойчивому уровню цен.
Отсюда, конечно, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы и
стремление получить какой-нибудь допинг, который бы создавал
впечатление прилива сил, и после хотя бы на короткий промежуток
времени уход от окружающей действительности…
— Вот и не приходится
удивляться локализации той же наркомании!
После небольшой паузы
я продолжал:
— А взять так
называемые демократические выборы! Во-первых, кого изберут — всё равно
заведомо всем известно. Во-вторых, это же постоянно грязные
политические игры. Кто только во власть не рвётся, — диву даёшься. И
ведь всегда из государственной казны такие огромные денежные суммы
уходят на это так называемое народное волеизъявление… — кошмар!
Правильно, откуда тогда взяться деньгам на выплату народу зарплаты,
детских пособий, различных дотаций, льгот? Лично я ничего не понимаю,
разум отказывается что-либо воспринимать…
— Ни ты один ничего не
понимает!
— Теперь давайте
обратимся к истории. Времена Витте, Столыпина… Россия монархическая,
мы не закупали, а продавали свой хлеб Европе, российский рубль по всем
пунктам и во всем мире в цене… — вон оно как. Только представьте, за
пять рублей тогда можно было купить корову! О чём это говорит? Да о
многом...
Посидев ещё немного,
друзья ушли. А он остался.
— Против?
— Почему я должен быть
против? Друзья для меня много значат, потому всегда им очень рад…
— Искренне?
— Какой смысл лгать?
— Потому что у людей
всегда найдётся причина лгать…
— Значит, я лгу! Даже
если мы с тобой столько уже выпили… О. Прости. Не клеится. Где логика?
Сегодня мы вместе, а завтра ты вообще тут не покажешься. Или меня
вдруг не станет. Жизнь… она не предсказуема.
— Я не утверждаю…
— Тогда что?
— Не выйдет у нас с
тобой дружбы!
— Это почему?
— Потому что эгоист я.
— Что это меняет? С
эгоистом нельзя дружить?
— Как? — он
усмехнулся, наливая себе коньяк. — Если с самого детства нам внушена
идея о том, что эгоизм плох, что все проблемы в нашей жизни являются
его следствием, что человек должен думать об окружающих, что
заботиться о себе некрасиво…
— Однако мы-то вот
сидим за одним столом, продолжаем пить коньяк!
— Ты тоже эгоист.
— Я не праведник. Всё
может быть…
— В курсе я, — он
махнул рукой и неторопливо выпил коньяк, поставил стопку, взял с
тарелочки ломтик лимона, занюхал, — поведали уже, что девчонка твоя
попала в автокатастрофу, а ты после все свои деньги отдал на её
лечение. Да и друга своего вон много раз выручал! Только вот я на это
не пойду… Однозначно.
— Ты так уверен? Нет,
серьёзно? Ты что, не расположен к тому, чтобы кому-то делать добро?
— Не делая добра — не
получишь зла!
— Бред какой-то…
— Если бы было
наоборот, то есть добро бы порождало добро, — страна бы давно купалась
в добре да в милосердии!
— Оно, конечно, так. И
всё же… никому не дано знать до конца, что в нас заложено СВЫШЕ. Где
гарантия, что здесь сейчас ты говоришь одно, а момент настанет, — и ты
вдруг сделаешь такое, что сам от себя вообще не ожидал…
— Вряд ли, себя-то я
хорошо знаю.
— То субъективное
мнение. А возможно, и заблуждение. Я уже говорил. Человеку не дано
знать всё про себя. Вон, взять, к примеру, Великую Отечественную,
когда народ, ценой собственной жизни, шёл на подвиги, защищал страну.
А Афган, Чечня! Сколько там полегло наших ребят…
— Из-за собственной
дурости и дурости военачальников!
— Как всё просто! Нет,
они все тоже хотели жить, тоже чего-то желали получить для себя от
жизни…
— Тогда, по-твоему,
что?
— Это уже явное
проявление альтруизма.
— А что, по-твоему,
есть этот самый альтруизм?
— Виталия Иванова
читал?
— Нет!
— Напрасно, толковые
мысли. Тут я, пожалуй, соглашусь с его утверждением… «Альтруизм — это
не отказ от своего «я», но признание, что вне своего «я» есть вещи и
поважнее его. Важнее для мира в целом и, как следствие (так как «я» —
часть этого мира), — для самого человека…». И далее: «Альтруизм —
означает выход сознания за границы узко личностных интересов и
признание интересов Целого выше собственных…». Как правило, альтруизм
проявляется в сверхкритических ситуациях, когда вдруг подсознательно
начинаешь понимать истинное положение нашего назначения в этом миру и
главнейшую задачу всего сущего, живого. А Великая Отечественная, Афган
и Чечня как раз и являются теми сверхкритическими ситуациями! Отсюда и
самопожертвование…
— Ещё скажи, долг! —
он усмехнулся.
— Почему бы и нет?
— Брехня всё! — он
отодвинул от себя тарелочку с нарезанным лимоном. — Начитался своего
Иванова… Заумные речи. Всё куда проще! Человеческое общество — есть
сообщество эгоистов. По большому счёту, каждый из людей живёт для себя
и во благо своё. Погляди на чинуш наших, депутов…, — в его глазах
блеснул огонёк насмешки.
— У-у, куда тебя
понесло! — я откинулся на спинку стула. — Может, хоть на этот раз
обойдёмся без политики…
— А сам о чём недавно
говорил? Да вся наша жизнь — сплошная политика!
Наступила недолгая
пауза. Мы снова выпили. Молчание нарушил я:
— Но, знаешь… пожалуй,
ты прав. Что для них — чинуш да депутов! — Россия, народ? Дойные
коровы…
— Верно подмечено.
— На которых к тому же
глубоко наплевать!
— Знаешь, в чём твоя
беда? А может, трагедия…
— В чём? Любопытно…
— Всё близко к сердцу
принимаешь… Зря.
— Почему?
— Сердце может не
выдержать…
— Что предлагаешь?
Молча всё сносить?
— Никто не оценит всё
равно…
— Точно! Пока жив
человек, пока что-то творит, пишет — никто не замечает, а едва только
уйдёт он в мир иной, трагически погибнет — и враз все слетаются,
начинаю раскручивать: писать, публиковать, издавать книги…
— И то ладно! Могли
вообще не вспомнить…
— Тогда к чему всё?
— О! Когда-то я тоже
задался этим вопросом…
— Тогда…, – короткая
пауза. — Тогда неблагодарная Россия, не жди потомков от меня! — сказал
я с усмешкой.
— О! Чьи это слова,
какого поэта, писателя?
— Простого мужика…
Снабженцем у нас работал. Пил страшно…
— Понятно. И вообще…,
— на лице его появилась многозначительность. — С какой это стати
чинуши да депуты должны думать о России и народе?
— Тогда какого чёрта
мы их избираем?
— Вот это вопрос!
— На них законы не
действуют…
— Слова! Эмоции.
— Всё гребут да
гребут! Не угомонятся никак. Мало им… Ерунда! Махом переписали законы
— и зараз заполучили себе прибавку к зарплате, новые льготы. А народу
вот… Кукиш! И куда не сунься — кругом одно враньё на вранье…
— То политические
игры.
— А
благотворительность?
— Что
благотворительно?! Думаешь, — по зову совести, сердца, во благо
ближнего своего, — на его тонких губах мелькнула усмешка. —
Ошибаешься. Даже слишком. Тут тоже политические игры. Потому что иначе
никак, заклюют зараз, не позволят дорваться наверх, — к власти, к
вседозволенности…
— Хочешь сказать,
Россия — страна эгоистов, лгунов?
— Не одна Россия, весь
мир!
— Достали, — я резко,
залпом выпил стопку с коньяком.
— Что власть
критиковать? От этого-то ничего не меняется…
— А всё почему?
Потому, что просто сами заслуживаем такую власть. Ведь разного рода
бюрократы да взяточники появляются не сами собой. Это мы с тобой
сначала им шоколадку даём. После — коробку конфет... А затем они сами
в наглую просят деньги! И всё — заметь! — по закону. Тут уж точно не
поспоришь с философом: «Дай человеку власть, — и ты узнаешь его
истинное лицо». Где живём? В России…
— Страна тут не
причём. Всё в нас — в людях.
— Но здесь, знаешь,
иметь дело с государством — дело хлопотливое, рискованное, долгое и
опасное…
— Типа… скажи спасибо,
что вовсе не посадили?
— Типа того. И,
пожалуй, не беспредел то вовсе, а порядок такой: «Вас много, а я
одна»... Какие законы — такая жизнь.
— Самое прикольное, —
он многозначительно поднял указательный палец, — что беспредел
кончается после одной многозначительно произнесённой фразы: «Вы
знаете, в случае положительного решения данного вопроса размер моей
благодарности не имел бы границ»…
— Элементарно просто.
— И всё ж, согласись,
не всё так мрачно…
— Ты опять прав. У
меня есть друзья. Вот ты ещё, с тобой познакомились, даже сидим тут,
коньяк пьём…
— Тогда вообще о чём
разговор?
— И ты смело, открыто
причисляешь себя к ним?
— К кому? К чинушам да
депутам? Нисколько! Я лишь сказал, что я эгоист…
— Эгоизм… он и в
Африке эгоизм.
— Не тот масштаб. У
меня свой эгоизм, а то — государственный…
— Но государственный
эгоизм есть составная часть от каждого!
— Разница в том, что
мой никому не мешает, в целом не приносит вреда, а вот
государственный… — это похлеще.
— Ты сейчас такое
наговорил, — всего сразу не переваришь. Странно всё…
— А по-другому не
может быть, не выжить… Звериное общество — звериные законы. Скажешь,
дикость? Не может того быть? Отчего же, может. И не в отдельно взятом
городе, а в целом государстве. Наша с тобой страна именно так и живёт…
— К сожалению.
— Не нравится, —
всегда можно уехать в страну, как ты сказал, Дяди Сэма! Теперь у нас
демократия…
— Независимость!
— Полная свобода.
Только, сам понимаешь, там свои проблемы…
— От себя не убежишь.
— Сам во всём виноват!
— Это как?
— Обыкновенно. Сам
себя накручиваешь, много думаешь, кого-то переживаешь. Не надо. Не
советую. Вредно. О себе думать надо! Так спокойнее, нервы хоть свои
сбережёшь. Просто радуйся жизни, что живёшь, что вообще дана нам
жизнь! А на всё остальное можно наплевать — пустое дело, всё равно
ничего не изменишь…, — он поднялся со стула. — Ладно, засиделся у
тебя... Пойду я! Темнеет уже…
И он ушёл. Ушёл в
ночь.
Спустя две недели, как
узнал от друзей, он погиб, спасая школьницу от трёх
мужиков-насильников…
2 сентября 2006 г.,
г. Каменск-Уральский.